Реставрация иконы св. Николая чудотворца

св. Николай Чудотворец, конец 19 — начало 20 в. 21,5х17,5 см. До реставрации

Закончена реставрация иконы св.Николая чудотворца. Икона, так называемая, подокладница — конец 19 — начало 20 века.

На  иконе прописаны только лик и руки Святого. Одежду слегка намечали или вовсе не прописывали. Такие иконы писали в большем количестве артели иконописцев. Но мастера прекрасно владели ремеслом, и, не смотря на массовость,  иконы сохранили тепло души и рук иконописца.

Икона была написана масляными красками на незагрунтованной доске размером 21,5 х 17,5 см. Оклад сделан из латуни (был сильно загрязнен).

св. Николай Чудотворец, 21,5х17.5см. После реставрации

Проводились работы: проклейка живописного слоя, склейка трещин доски, снятие пыли, грязи и старого лака с олифой с иконы, очищена тыльная сторона иконы от грязи, продезинфицирована от грибка.

Дописаны потери на лике и руках в академическом стиле. Дописана одежда, митра и евангелие достаточно условно, но так, чтобы икона могла существовать и без оклада. Также сделана надпись и прорисован нимб.

Оклад почищен от накопившейся застарелой, въевшейся грязи.

Оклад к иконе св.Николая чуд. 22х18 см. До очищения от грязи.
Оклад к иконе почищен

Святитель Николай Чудотворец

К Празднику святителя Николая Чудотворца, который отмечается 22 мая нов.ст/9 мая ст.ст., в Москву привезли частицу нетленных мощей любимого святого, почитаемого в России и во всём мире. По молитвам свят. Николая Мирликийского совершаются чудеса и исцеления болезней не только у христиан, но также немало чУдных свершений происходило и у людей, исповедающих другую религию…

СВЯТИТЕЛЬ, ОТЧЕ НИКОЛАЕ, МОЛИ БОГА О НАС!!!

Икона Святителя Николая — Чудотворца — 17 в. Палех

святитель Николай чудотворец — 17 век, Палех

Извод —  «Оплечный»,  — то есть образ Святого написан до уровня плеч.
«Оплечные»  изображения святителя Николая пишут на Руси с конца ХУ в., а в Византии — гораздо ранее. Такие образы возникли, как сокращенный вариант поясных изводов, и были очень популярны в ХУ1 веке.  Такие иконы часто писались по царскому заказу Иоанна Грозного. Потому как  Иоанн Грозный был посажен на царство в день св. Николы — 6 декабря/ст.ст  — 19 декабря/н.ст.  1533 г.  и считал святителя Николая своим Небесным покровителем. Таких «оплечных»  не много,  так как они показывали только Лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах; а церковным каноном требовалось изображать и благословляющую десницу св. Николы — «Архиерея Божьего».  Гораздо позже, уже  в 1ХХ  веке,  популярность таких образов снова возростает, особенно у старообрядцев.

Св. Николай написан оплечно так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями.  Лик крупный с высоким и широким лбом, выразительными большими глазами, длинным узким носом и небольшим ртом. Отличительной чертой «Оплечных» образов небольшого размера является близость  к молящемуся —  лик и плечи Святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля,  как бы выступая навстречу человеку,  смотрящему на икону.

«Оплечные» изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам богатых семей.

Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающий Святителя (как свидетельствуют надписи на иконах), отвращающим от зла, бесов и всякой скверны. Такой извод появился в ХУ111 в. и получил широкое распространение в старообрядческих храмах. На  иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками  укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон  благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в  ракурсе.  Есть предположение,  что подобный образ заимствован из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».